Самый любимый праздник татарского народа Сабантуй — праздник труда, в котором соединяются обычаи и традиции народа, национальные песни и танцы, обряды, состязания и ярмарки. Этот праздник пронес в себе через года и столетия архаичные обряды и традиции, дух сплоченности и единства народа, оставляя яркий след в истории многих народов.

История возникновения празднования

Название происходит от двух слов: “сабан” и “туй”, которые в переводе имеют значения “плуг” и “праздник”. Такое сочетание далеко не случайно. Праздник сабантуй уходит корнями в языческое прошлое. Тогда главной целью сабантуя было проведение специального обряда, связанного с аграрными культурами. С помощью обряда люди задабривали богов и духов плодородия, чтобы те благословили хорошей погодой и благоприятными условиями на богатый урожай в новом году. Как раз по этой причине, в прежние времена, сабантуй отмечали в апреле, в честь начала весенних полевых работ. С приходом татар к принятию мусульманской религии в их жизни и быту произошли значительные изменения. Праздник сабантуй из ряда необходимых обрядов стал праздников веселья между полевыми и уборочными работами. Сейчас праздник сабантуй знаменует окончание сезона полевых работ, а потому отмечается в июне.

Сабантуй — один из самых старых и прочно укоренившихся праздников. В разные временные промежутки истории передача традиции обрядов, игр и состязаний Сабантуя не прерывалась, о чем говорят многие виды исторических источников. Впервые упоминания о нем зафиксированы в летописях арабского путешественника в 921 году. Однако встречаются и более ранние, хотя и более размытые упоминания о гуляниях народов тюркского происхождения с элементами жертвоприношений, игр, состязаний и скачек, датированных VI веком.

С 1990 года Сабантуй включен в список законодательно утвержденных республиканских праздников, что позволяет рассматривать его как историческое явление не только разрезе обрядов и традиций народа, но и как один из общереспубликанских праздников.

Традиционное празднование сабантуя

Традиционно празднование Сабантуя — это большое, многоэтапное событие, подготовления к которому начинаются еще зимой, за полгода до празднования. Юные девушки и женщины вышивают красивые полотенца, платки и рубашки. Накануне празднования сабантуя и общенародных гуляний, молодые джигиты с песнями и шутками объезжают верхом на лошадях дворы своего селения и собирают подготовленные тканые изделия. Именно эти изделия станут наградой за победу в народных состязаниях и играх. Наиболее ценным призом считается вышитое узорами полотенце — тастымал.

Помимо подарков, сделанных своими руками традиционный сбор подарков предполагает также сбор яиц, часть из которых идёт на продажу, а вторая часть в качестве реквизита для шуточных испытаний и состязаний. Лучшие подарки, как правило, достаются победителю скачек и батыру, победившему в национальной борьбе «Көрәш».

Майдан

Согласно обычаю место проведения состязаний и народных гуляний выбирают старейшины сел — аксакалы. В качестве майдана выбирают ровное поле или луг, в окружении деревьев и кустарников. Заблаговременно его подготавливают, очищают от камней, устанавливают трибуны. В некоторых городах и поселках имеются специально оборудованные майданы. В назначенную дату празднования на место майдана собираются жители не только этого поселения, но и семьи со всей округи. Люди приходят пешком и приезжают на лошадях, украшенных лентами и полотенцами с узорами.

Состязания на сабантуе

Важнейшая часть сабантуя - состязания. Праздничные состязания позволяет выявить самых ловких, умных и сильных представителей рода.

Конные скачки «Ат чабышы»

Традиционные состязания сабантуя проходят в определённой последовательности. Начинают их скачки. Лошадей уводят на 5-10 км от деревни, а финиш обозначается недалеко от места майдана. Как правило лошадей для «ат чабышы» готовят заранее, приблизительно за месяц. Юноши выводят своих коней на тренировочные соревнования, которые получили название «ат тоягы кыздыру».
Награждать на финише «ат чабышы» принято не только победителя, но и наездника, пришедшего последним.

Бега «Йогеру»

Во время того, как скакуны готовятся к старту конных скачек, проводятся другие состязания, например, состязание бегунов. Бега проводятся по возрастным группам. Открывают бега мальчики или старики. Далее бегут юноши и взрослые. В каждой возрастной группе участвуют традиционно от 40 человека. Дистанция не длинная, в среднем 1-3 километра. Впереди бегунов ехали мотоциклисты или всадники. Они выполняли роли судей, при необходимости оказывали первую медицинскую помощь. Принцип соревнования был аналогичен скачкам. Старт соревнования находился в отдалении, а финиш неподалёку от майдана. Первые трое финалистов получают ценные призы и совершают почетный круг. 

Национальная борьба «Көрәш»

Гвоздь программы каждого сабантуя - национальная борьба на кушаках «Көрәш». Участники должны бороться в кушаках, специальных матерчатых поясах. Кушак перекидывают за спину соперника, на уровне талии. Концы пояса остаются в руках. Для того, что одержать победу над противником необходимо положить его на лопатки.В ходе состязания разрешены практически все действия, которые дают возможность положить соперника на землю. Единственное и главное условие: ни в коем случае нельзя отпускать концы пояса.Чтобы принять участие в борьбе на главной арене выбираются самые лучшие батыры с округи. Они выбираются исходя из результатов местных состязаний. Участники распределяются по нескольким категориям в зависимости от возраста и веса. Начинают состязания, как в большинстве соревнований, мальчики или старики. Эти бои называются зачином. Далее на бой выходят юноши и мужчины. Борьба продолжается до тех пор, пока один из участников не окажется поверженным. Победитель нескольких схваток может претендовать на участие в главном бою. Таких претендентов остается несколько. Кульминационным моментом не только состязания, но и всего вечера является борьба двух последних участников. Именно они будут состязаться за почетное звание «батыра сабантуя».

Шуточные состязания

Помимо основных состязаний, которые определяют самого сильного батыра, сабантуй изобилен шуточными соревнованиями: бег в мешках, с яйцом или коромыслом, перетягивания каната, прыжки в высоту и длину.

Перетягивание каната «Аркан тартыш»

Аркан (канат, бау) тартыш — перетягивание каната. Канат или толстая верёвка с цветной отметкой посередине кладется в центр площадки. Участники игры разделяются на две команды. После свистка команды начинают тянуть канат на свою сторону. Та команда, которая сможет перетянуть канат так, чтобы цветная отметка перешла через контрольную линию, становится победителем. 

Бег с коромыслом «Көянтә йөгереш»

Бег с коромыслом — шуточное соревнование-забег с ведрами, наполненными до краев водой. Главное условие пройти всю дистанцию, не пролив ни капли воды. Так как состязание направлено не только на ловкость и скорость, но и на аккуратность, участие чаще всего принимают молодые девушки на выданье.

Подъем на столб «Багана»

Для самых ловких существует такое состязание, как подъем на гладкий столб. На вершине столба прикреплен флажок или ценный подарок. Высота столба при этом может достигать 15-20 метров. Главная задача доползти до вершины столба и схватить флажок.

Поиск монеты в катыке «Катык»

Веселое состязание - поиск монеты в глубокой тарелке или миске с катыком. Участникам завязывают глаза плотной тканью. По сигналу игроки опускает лицо в катык. Задача каждого найти и удержать монету языком или губами. При этом сделать это нужно быстрее соперника.

Бой мешками «Әтәчләр талашуы»

Бой мешками с соломой, сидя на бревне. На высоте 1-1,2 метра устанавливается бревно. Два участника состязания садятся верхом или встают на бревно друг против друга. Им дают мешки, наполненные тряпками или соломой. По сигналу игроки начинают бить друг друга мешками. Цель - сбить соперника, удержавшись при этом на бревне.

В заключении праздника

Неотъемлемым элементом каждого сабантуя является вечерние молодежные игрища («Кичке уен»). Их проводят несколько вечеров подряд со дня сбора яиц. Молодёжные игрища традиционно проходят на майдане. С вечера до глубокой ночи звучит громкая музыка, молодые люди вместе поют песни, танцуют и водят хороводы.

Сабантуй проводится не только в городах, районах и посёлках Республики Татарстан, но и за ее пределами, например, во многих регионах России, Украины, Казахстана, Германии, США и т.д. На данный момент Сабантуй приобрел статус государственного праздника. Издаются постановления о подготовке и сроках проведения празднования, определяются источники финансирования и руководители на каждом из уровней.

Веселый, мудрый Сабантуй — непревзойденное изобретение татарского народа. Возникнув несколько веков назад, сабантуй дошел до наших дней сохранив ценности, культуру и традиции. На протяжении своей истории он вбирал в себя материальные и духовные достижения народа. Сабантуй позволяет каждому человеку, вне зависимости от национальности, вероисповедания и возраста повеселиться, принять участие в состязаниях и сполна насладиться сплоченностью и духом народа. Сохраняя и оберегая вековечные традиции народа, его обряды и обычаи, мы укрепляем устои как нации, так и народа.